75 лет победы

   Жестокая война разлучила миллионы людей. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.
   Старая бумага стала ветхой, некоторые слова стерлись, ведь письма эти написаны более 70 лет назад. В некоторых тарских семьях бережно хранятся эти пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом, листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронта… Они рассказывают о многом. Но главное в них: решимость отстоять свободу любимой Родины, стремление рассказать о славных ратных делах товарищей – однополчан, глубокая вера в Победу над ненавистными фашистами. Почти всегда в них звучал призыв к труженикам тыла поддержать Красную Армию, удвоить, утроить трудовой накал, делать все для фронта, все для Победы.
   Солдатские треугольники приходили не часто, но их ждали в каждом доме, каждой семье, читали детям, соседям, знакомым, зачитывали до дыр. Такие треугольники не заклеивались, а складывались особым способом. Так решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.
   Прошло время, и письма стали музейными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Родственники передавали их в музей с надеждой, что пока память жива – живы будут и их отцы, деды, отдавшие свои жизни за самое святое – Родину.
   В архивах Тарского историко-краеведческого музея хранятся солдатские письма Льва Сергеевича Рунева, Леонида Ивановича Поплавского, Николая Федоровича Тамарина, Федора Исааковича Стерженченко, Ивана Михайловича Пирогова, Александра Пантелеймоновича Назарова.
   Александр Пантелеймонович Назаров - участник Великой Отечественной войны, майор, командир батареи, держал оборону под Тулой, участвовал в штурме г. Берлина.
   Письма, попавшие в музей, написаны им с июля 1942 по декабрь 1942 года. Адресатами были его дети и супруга, проживавшие в годы войны в Таре. Письма передал музею на постоянное хранение его сын. С письмами Назаровы передали музею на хранение также несколько интересных предметов: линейку, трофейную карту, кобуру, документы Александра Пантелеймоновича.
   Письма передают удивительный для людей зрелого возраста характер отношений с женой, детьми и носят исключительно личностный характер, но при этом они добавляют ряд новых штрихов в историю Великой Отечественной войны.
Письмо Александра Пантелеймоновича Назарова, от 20 ноября 1942 года
   "Дорогие мои детки Галюшка и Игорек!
Поздравляю Вас с прошедшим Днем рождения. Одиннадцать лет назад, примерно в эти дни, был хороший, морозный денек, снега было уже много и вот на паре лошадей, в санях, я вез вас, малюсеньких, маму и тетю Клашу …к себе домой в Зырянку. Лошади бежали хорошо – быстро, сани скользили легко, и на сердце у меня было так легко, хорошо. Я вас уже тогда любил крепко. Вас, двух «поросят», часто мы с мамкой одновременно укладывали спать. Вас, двух «поросят», часто мамка враз на подушку и кормила грудью.
И вот из таких малюсеньких «поросят» получились такие большие «чушки»! Ну, я это, конечно, шучу. Ребята, вы у меня хорошие, маме помогаете хорошо, учитесь хорошо и за Борькиным воспитанием следите тоже хорошо. Да, вот еще, Галюшка больно хорошие и интересные письма пишет.
Я, ребята, на днях был в Москве, пробыл 5 дней, жил у Сережи и Оли Роговичей. Из Москвы посылал телеграмму и перед отъездом получил ответ от мамы, где она меня поздравляет с днем вашего рождения. Из Москвы я вам с Игорем послал небольшой подарочек - деньжат, мама что-нибудь вам купит. Ну, пока, крепко вас целую, желаю расти скорее, лучше маме помогать, хорошо учиться. Целуйте Борьку. Ваш отец Александр."

mails

   Эвакуация в город Тару во время Великой Отечественной войны.

   Первые годы войны унесли жизни множества мужчин, в оккупированных фашистами городах гибли под бомбежками целые семьи. Осиротевшие дети становились беспризорниками. Те, кому повезло, отправлялись в детские дома.
   Наш город в годы войны стал пристанищем для 11 детских домов, которые перевозились сюда вместе с воспитанниками из центральной России. 500 маленьких тарчан, осиротевших в военное время  также приютил детский дом.
   С каждым днем войны положение в городе становилось все хуже и хуже. В детских домах не хватало хозяйственного инвентаря: посуды, ведер, тазов. Дети пили и ели по несколько человек из одной чашки и миски по очереди. Не хватало одежды и обуви. Не хватало и еды. Ребятишкам приходилось есть все подряд, любая травка превращалась в блюдо. Тем не менее, тарчане относились к эвакуированным из Ленинграда семьям и детям очень благодушно.
   В 1942 году в город Тару была эвакуирована из оккупированного фашистами Ленинграда 2 Ленинградская военно-морская спецшкола. В середине марта учащиеся выехали на грузовых автомашинах-полуторках в Тару. Юных матросов накормили, обогрели, одели, обеспечили всем необходимым.
   Интернат спецшколы был размещён в доме обороны по улице Советской №46, а учебный корпус оборудован в здании средней школы №4. Врачи заключили, после осмотра ребят, что им необходимо употреблять рыбий жир. Откликнулась женская бригада рыбаков и стала поставлять свои уловы школе. Через месяц мальчишек было не узнать. Окрепли, набрались сил и взялись за дело. Спецшкола была на самообслуживании. Будущие моряки заготавливали дрова под селом Екатерининским, сами грузили и разгружали баржи, а затем, на своих плечах, с пристани доставляли в школу. Для топки печей копали торф на болотах за городом, убирали территорию, возили воду.
   Политрук школы Петроевский, командир батальона Васильев, преподаватели Архангельский, Полуботко, Стародубцев вместе с Тарскими коллегами учили воспитанников любви к Родине, флотской службе, мужеству, честности, верности и воинскому долгу.
   По окончании 7 классов в 1942 году поступили в спецшколу около 15 тарчан, в том числе: Белус, Бобров, Голодаев, Кузнецов, Молодых, Палецкий, Саньков, Тухтаметов, Ягодка и др.
   Подавляющее большинство из них по окончании учёбы в школе поступали в высшие Военно – морские училища, затем служили на кораблях разных флотов.
   В июле 1944 года состав спецшколы был возвращён в Ленинград. 2 Ленинградская спецшкола влилась в состав вновь сформированного Ленинградского Военно-морского училища. Но за эти годы школа выпустила из своих стен около тысячи питомцев. Своей стране 2ЛВМСШ подарила 7 вице-адмиралов, 4 контр-адмирала, 15 докторов наук, 77 кандидатов наук, 5 лауреатов ленинской премии, 12 лауреатов государственной премии.
   О том, как Тара приютила их, «спецшкольники» не забывали никогда. В 1987 году в Тару прибыла делегация из разных городов страны на 45-летний юбилей с момента прибытия 2 ЛВМСШ на тарскую землю. Обязательной частью программы пребывания «спецов» в городе было посещение музея 2-й ЛВМСШ, созданного в 1972 году в средней школе № 4 г. Тары, а также многочисленные встречи со школьниками и жителями города.
   В материалах темы использованы фото из фондов Тарского филиала Государственного исторического архива Омской области.

529717535

tarashkolamuzey 6

sp

   ЖИЗНЬ ГОРОДСКОЙ ДЕТВОРЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
   Все тяготы войны легли на женские плечи. Женщинам приходилось не только выполнять тяжелую мужскую работу, но и воспитывать одного, а то и несколько ребятишек.
   Тарские ребята активно помогали взрослым, совмещая с учебой работу в бригадах помощи колхозам: дети кормили бычков, сеяли, пололи, поливали и убирали овощи, собирали ягоды  и грибы в лесу, заготавливали дрова. 1 мая 1944 года районная газета «Ленинский путь» писала: «12-летний мальчик Ваня Невестенко, ученик 4 класса из села Коренево решил помочь колхозу в пахоте. Из - за возраста лошадей ему доверять не хотели. Но он уговорил председателя и вышел пахать землю на лошадях плугом. За один рабочий день мальчик вспахал почти 2 гектара земли – это гораздо больше, чем вспахивали взрослые ребята.
   Растущим детским организмам не хватало питания. И даже в Таре, в дали от разорения войны дети ели лебеду, черемшу, ревень. Находили жмых на полях, летом налетали на цветки акации, мелкие дикие ранетки. Мыли очистки от картошки, пекли их на плите. Спасением для тарчан была картошка и ее в городе садили повсюду. Мальчишки, что постарше, обшаривали сорочьи гнезда на деревьях. Каждую кочку в болоте осматривали – искали утиные кладки.
   Несмотря на чрезвычайные сложности, все школы Омской области 1 сентября 1941 года начали занятия. Восьми-, десятилетние ребята днем учились в школе, а вечером помогали, чем могли взрослым.
   Осень сменилась зимой. Многие дома остались без топлива, не было угля, дров. Мамы укутывали ребятишек в шали, брали пилу, шли в лес и там пилили дрова – мама тянет за одну ручку пилы, а ребятишки за другую, порой вдвоем, втроем, так как силенок не хватало.
   К середине войны все чаще и чаще стали приходить с фронта похоронки. Вот что рассказала о дне, когда похоронка пришла в ее дом Юдина Нэлла Александровна, тогда еще маленькая девочка: «Однажды мама идет по улице, читает письмо и плачет. Мы с братьями ее окружили, думая, что письмо от папы. Она сказала: «Нет у нас больше папы, убили его немцы». У нас тоже лились слезы. А я плачу и говорю: «Лучше бы у нас было два папы. Одного бы на фронт отправили, а нашего – дома оставили». Вот такие слова пятилетней девочки. Но на фронт отправить папу нужно было обязательно.
   Письмо прислал его друг, он видел как погиб папа – ему попала разрывная пуля в голову, он воевал в пехоте, на Украинском фронте и погиб 15 января 1944 г. под Винницей, освобождая деревню Иваньки.»
   А это воспоминания другой нашей землячки Переваловой (Птициной) Галины Георгиевны о том, как учились в военное время дети: «В школе не хватало учебников, один учебник был на 5-10 человек. Не на чем было и писать. Писали на старых газетах, журналах, чернила были только в школе, дома пытались писать чернилами из сажи, из красной свеклы. В классе висела огромная карта, и дети ежедневно отмечали оставленные русскими войсками города, и тогда к ним тянулась черная ниточка, если же город освобождали – черный цвет менялся на красный. В классе ежедневно были политинформации, когда к младшим приходили старшие и рассказывали о событиях на фронте. О любом военном событии ребята также узнавали по радио. Почти в каждом доме висела черная радио тарелка, ее слушали внимательно о событиях на фронте, об успехах на военных заводах, об уборке урожая или о посевной»
  Вот, что еще вспоминала Галина Георгиевна: «Школьной формы у нас не было, ходили кто в чем. Мне в школе выдали пальто, сшитое из шинельной ткани, дали бурки, тоже из шинельного сукна. Так я и проходила почти всю войну в солдатской одежде с тряпичной сумкой котомкой, в которую укладывались мои школьные принадлежности».
  Каждая семья старалась помочь фронту, как могла. Девчонки, их бабушки и мамы вязали носки, рукавицы, шили кисеты для табака, носовые платки. Взрослые и дети собирали и отправляли на фронт теплую одежду и обувь. Так из города Тары в 1943 году было отправлено 2500 пар рукавиц, 1000 пар носков, 200 полушубков, райпромкомбинат изготовил и отправил в армию 200 пар валенок. Помимо упорного труда тарчане вносили свои средства в Фонд обороны для усиления боевой мощи страны. На собранные по копейке деньги приобретались танки, самолёты и другое оружие для действующей армии. Так 15 апреля 1943 года на имя директора школы №1 Фонякова из Москвы пришла телеграмма: «Прошу передать учителям и учащимся Тарской средней школы, собравшим  50 000 рублей на строительство танка мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Иосиф Сталин.

ТКМ 1067

   Фото: Отправка посылок на фронт, 1941 г.

   ГОРОД ТАРА ВОЕННЫХ ЛЕТ
   Война была не только на линии фронта, непрерываемая трудовая война велась в тылу. Все трудности военного времени обрушились на наш сибирский городок. Люди, чем могли помогали фронту, трудились на благо Родины не покладая рук. В 1942 году в Таре насчитывалось 195 предприятий и учреждений и проживало 14 452 человек.
   В годы войны тарская промышленность выполняла несколько задач, диктуемых временем. На первом месте шло удовлетворение армии. На начальном этапе войны город получил задание по линии Народного Комиссариата обороны на изготовление 40 тысяч черенков к пехотным и саперным лопаткам и 2 тысяч лыж с палками. Сроки были жесткими: с 15 сентября по 30 декабря1941г., жестким был и спрос. На одном из заседаний был снят с работы и отдан под суд директор райпромкомбината Белоножкин за преступную медлительность. Также в январе 1942 года облисполком доводит до Тары другое важное задание: изготовление подков для армейских лошадей.
   Разнообразные производства работали в леспромхозах: там гнали смолу, деготь, изготавливали колесную мазь. Из конопли и льна вили хозяйственную веревку. Катали пимы. Были в Таре и свои гончарные мастера. Ткачихи райпромкомбината за 1944 год наткали мешковины на 1043 мешка и изготовили 1410 метров льняного полотна. Хорошо было развито столярно-мебельное мастерство, умели все – от деревянных дуг, лопат до стульев, столов, кроватей. В течение 1942 – начала 1943 года на базе артели им. Сталина была создана спичечная фабрика.
   Слабым местом города Тары была энергетика. Электроэнергии катастрофически не хватало, к 1943-му году в Таре практически прекратили отпускать нефть.
   Через год войны в Таре насущной стала мыльная проблема. Людей заели вши и появились вспышки брюшного и сыпного тифа. На окраинах города были построены небольшие салотопки, пока хватало привозной щелочи, делали мыло из нее. Когда она иссякла, в дело пошла древесная зола.
   К 1945 году, не выезжая из Тары и не покупая ничего на стороне, тарский житель мог одеться с головы до ног.
   Вечной тарской проблемой продолжало быть дорожное хозяйство и транспорт. Внутри города и района главным транспортом была лошадь, на Омск ходили автомашины.

ТКМ 1727
   Фото: Уборка нового урожая


ТКМ 1733
   Фото: Уборка сена 1942 г.

   В этом году исполняется 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Через эту самую масштабную в истории войну прошли миллионы людей: одни исполняли свой патриотический долг в боях, другие ковали оружие Победы в тылу. Немалую лепту в разгром фашизма внесли тарчане. Всего на защиту Родины за время войны ушло более 14 тысяч жителей Тарского района.
   В музейном информационно-просветительском проекте «Война. Победа. Память.» мы хотим сохранить память о трудовых и военных подвигах земляков, поведать о жизни нашего города в тяжелое для страны военное время, воспитать уважение к старшему поколению, ветеранам и труженикам тыла.

- Наши земляки, Герои Советского Союза
- Город Тара военных лет

- Жизнь городской детворы в военное время
- Тара – приют для жителей блокадного Ленинграда
- Солдатские письма

   

Карта  

   
   
   

Экскурсии  

   

Достопримечательности Тары